Лукина Е.А., Медиашкола

Управление образования Тугулымского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Тугулымский Центр детского творчества»

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО «Тугулымский ЦДТ»
Протокол № __ от ____________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО
«Тугулымский ЦДТ»
_____________ И.Н. Давыдова
Приказ № ___ от ___________

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

«МЕДИАШКОЛА»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Лукина Екатерина Андреевна,
педагог дополнительного образования

пгт Тугулым,
2022 г.
1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «МЕДИАШКОЛА»
Социально-педагогическая

II Направленность
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Лукина Екатерина Андреевна

2. Год рождения

1991

3. Образование

высшее

4. Место работы

МБОУ ДО «Тугулымский Центр детского
творчества»

5. Должность
6. Квалификационная категория
7. Электронный адрес,
контактный телефон

Педагог дополнительного образования
1
lukinaekaterinaa@mail.ru
8 (34367) 2-22-74

IV Сведения о программе
1. Нормативная база

- Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства образования и
молодѐжной политики Свердловской области
от 06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении
концептуальных подходов к развитию
дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от
2

28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требование
к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
дополнительного образования «Тугулымский
Центр детского творчества»
2. Объем и срок освоения
программы
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся

216 часов в год
Очная
11-17 лет

5. Возможные категории
обучающихся
6. Тип программы

модернизированная

VI Характеристики программы
По месту в образовательной
модели
Уровень
1. Цель программы

2. Учебные курсы/ дисциплины/
разделы (в соответствии с
учебным планом)

Базовый
Создание интересных разнообразных по форме и
содержанию условий для творческой
самореализации подростков через включение в
процесс получения и обработки информации.
Радиожурналистика, блогинг, журналистика,
проектная деятельность

3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

Беседа, практическое занятие, мастер – класс,
мастерская, выполнение самостоятельной
работы, реализация творческих проектов

4. Формы мониторинга
результативности

Наблюдение; тестирование; устный опрос; опросанкета; участие конкурсах и мероприятиях;
защита творческого проекта.

5. Дата утверждения и последней
корректировки

25 июня 2022 года

3

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план
Модуль 1. Блогинг
Модуль 2. Журналистика
Модуль 3. Радиожурналистика
Модуль 4. Проектная деятельность
1.5. Планируемые результаты
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе
Карта результативности освоения образовательной программы
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
дополнительной образовательной программы
Карта результативности личностного развития ребенка в
процессе освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг
изучения
удовлетворенности
обучающихся
деятельностью детского объединения

стр. 5
стр. 5
стр. 7
стр. 8
стр.8
стр. 9
стр. 14
стр. 19
стр. 22
стр. 25
стр. 26
стр. 26
стр. 27
стр. 28
стр. 30

4

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Сложно найти для современных ребят дело, которое с одной стороны будет
популярным и интересным, а с другой будет способствовать воспитанию и развитию. В
век информационных технологий, меняются интересы и приоритеты подрастающего
поколения. Использование информационных технологий привело к увеличению объема
информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение
информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.
Сегодня от подростков требуются не только знания, но и активность, инициативность,
способность принимать решения в трудной ситуации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на
основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской
области от 06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к
развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требование к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Тугулымский Центр детского творчества».
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Создание и развитие Российского движения школьников послужило причиной
возникновения единого информационного пространства в общественной жизни
подростков, а информационно-медийное направление деятельности РДШ стимулирует
стремление активистов к совершенствованию своих знаний и навыков в данной сфере как
необходимость отражения событий и презентации достижений в общественной жизни.
Освоение программы «Медиашкола», способствует подготовке ребят к отбору и
предъявлению информации с помощью различных медийных средств: текста,
фотографии, аудио, видео, графики и других производных от них форм. Использование
современных технических средств позволяет не только оперативно подать эксклюзивный
5

материал, но и «упаковать» его так, чтобы улучшить восприятие, запоминание и
понимание информации.
Отличительная особенность программы заключаются в предоставлении
подростку социальных и педагогических условий для обретения личностных качеств,
совершенствования способностей, освоения компетенций, необходимых для объективной
и корректной работы с информацией, для оперативной, своевременной и объективной
реакции на события, для ответственного и самостоятельного принятия решений.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного
процесса – воспитании, обучении, развитии.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 11 до 17 лет.
Новизна программы состоит в формировании социального ответственного
отношения обучающихся к использованию медиа ресурсов в процессе сбора и передачи
информации, готовности к публичному еѐ предъявлению с помощью мультимедийных
технологий в реальном времени.
В результате образовательной деятельности создаѐтся интерактивное виртуальное
поле для творчества медиа-активистов, обеспечивающее решение учебно-воспитательных
задач. В практическую часть входит создание медиа проектов, участие и отражение в
информационно-медийных формах акций, встреч и других событий.
Таким образом, данная программа становится эффективным средством подготовки
подростков к освоению социально-профессиональной роли юных корреспондентов,
фотографов, операторов, организаторов событий медиа сферы в командной работе членов
медиа-центра.
Особенности реализации программы. По форме организации образовательного
процесса программа «Медиашкола» является модульной и состоит из четырех модулей
«Журналистика», «Радиожурналистика», «Блогинг» и «Проектная деятельность». Каждый
из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и
задач.
Программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного
образования.
Наполняемость групп обучения – не менее 10 человек. Допуск к занятиям
производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по
технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Базовый. Программа предполагает использование и
реализацию такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей
и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год.
Перечень форм обучения.
Формы проведения занятий: традиционные формы: лекции, практические занятия
и различные виды интерактивных методик:
- сюжетно-ролевые, деловые игры и конкурсы, мастер- творческая лаборатория,
- проектная мастерская,
- тренинги,
6

- защита публичны презентаций.
Проведение выездов, неформальных встреч может быть включено в воспитательную
работу по организации досуга обучающихся и может выходить за рамки учебного
времени по образовательной программе.
Наличие в группе детей разного возраста и с разным опытом применения
информационно-медийных средств в общественной работе вызывает необходимость и
предоставляет возможность строить реальное и виртуальное взаимодействие на основе
наставничества и основной формой организации образовательного процесса являются
групповые занятия.
Перечень методов обучения:
- наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации, презентации);
- словесный (беседа, пояснение, вопросы);
- репродуктивный, проблемно-поисковый (повторение, конструирование);
- эвристический (продумывание будущей работы);
- практический (практические занятия).
Перечень форм подведения итогов:
- творческие задания;
- анкетирование;
- презентации творческих проектов.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной
в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание
конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной
компетентности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание интересных разнообразных по форме и содержанию
условий для творческой самореализации подростков через включение в процесс
получения и обработки информации.
Задачи:
Образовательные:
- привить подросткам интерес к таким профессиям, как журналист, корреспондент,
фоторепортѐр, видео оператор, режиссѐр, режиссѐр монтажа и пр.;
- научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний;
- создать живую, активно работающую информационную среду;
Развивающие:
- способствовать повышению работоспособности подростков;
- развивать и стимулировать активность ребят, их творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели;
- воспитывать дисциплинированность.
7

1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Наименование модуля
п/п

Количество часов в год
теория

практика

Формы итоговой
аттестации

всего

1

Блоггинг

36

Защита проекта

2

Журналистика

36

Защита проекта

3

Радиожурналистика

36

Защита проекта

4

Проектная
деятельность

36

Защита проекта

ИТОГО:

144

8

Модуль 1 «Блогинг»
Огромную важность в непрерывном образовании личности обучающегося
приобретают вопросы работы с информацией – умение искать и анализировать еѐ,
выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и
преобразовывать информацию в различные формы.
В силу своей мобильности, молодое поколение оперативно осваивает новые
информационные технологии. В связи с этим, блогинг является очень распространенным
явлением. Разработка, размещение и поддержка блогов превращается в одну из наиболее
многообещающих и востребованных сфер деятельности.
Цель: развитие творческих, интеллектуальных и технических способностей
обучающихся через приобщение к блогерской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с возможностями технических средств;
- обучить алгоритму написания читаемых текстов и продвижению в сетевой
аудитории, основным способам получения и распространения информации через
сеть Интернет, навыкам выступления перед публикой и камерой;
- способствовать изучению компьютерных программ, используемых при монтаже и
обработке материалов;
- повысить уровень ИКТ-компетенций.
Развивающие:
- развить и расширить коммуникативные способности;
- совершенствовать речевые и риторические навыки;
- развивать познавательные интересы обучающихся и формировать готовность к
самостоятельному познанию;
- развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
- развивать умение импровизировать, сочинять, фантазировать, т.е. творчески
относится к поставленной задаче.
Воспитательные:
- формировать положительные моральные и нравственные качества;
- стимулировать к самосовершенствованию;
- воспитывать толерантное отношение к себе и окружающим;
- формировать культуру общения.
Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел

Количество часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие
Правила ТБ

1

0,5

0,5

2

Введение в блогинг

5

3

2

2.1

Блогинг: характерные

1

1

2

1

Формы/метод
ы контроля и
аттестации

особенности и предназначение
2.2

Платформы для ведения блогов

1
9

2.3
3
3.1

Контент

2

1

1

Текстовый блогинг

9

3

6

Текст как способ подачи

1

1

информации
3.2

Копирайтинг

4

1

3

3.3

Рерайтинг

4

1

3

Фотоблогинг

9

3

6

Фото как способ передачи

3

1

2

4
4.1

информации
4.2

Фотография как искусство

3

1

2

4.3

Мобильные приложения для

3

1

2

Видеоблог

8

2

6

5.1

Видеоблогинг

4

1

3

5.2

Мобильные приложения для

4

1

3

Блогер

4

-

4

6.1

Техника речи видеоблогера

2

2

6.2

Актерское мастерство

2

2

съемки и обработки фотографий
5

съемки и обработки
видеоматериалов
6

ВСЕГО:

36

11,5

24,5

Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие
Теория: Знакомство. Правила ТБ
Практика: знакомство с группой, анкетирование
РАЗДЕЛ. Введение в блогинг
Блогинг: характерные особенности и предназначение
Теория: Понятие «блогинг». Идеи блогинга, его плюсы и минусы. Виды блогов:
бумажные, электронные, интернет, СМИ. Концепция блога – тема, оригинальность,
целевая аудитория.
10

Практика: определение видов блога в сети Интернет, СМИ. Анализ популярных блогов,
особенности их создания и ведения. Идея своего авторского блога.
Платформы для ведения блогов
Теория: Виды блог-платформ. Блогинг в Интернете, его особенности, безопасность.
Социальные сети, их виды и недостатки. Сети мессенджеры. Основные правила общения
в социальных сетях. Кибербуллинг или виртуальное издевательство. Понятие «троллинг».
Фишинг и цифровая репутация. Приемы обратной связи.
Практика: Просмотр страничек в социальных сетях. Создание личной странички.
Контент
Теория: Понятие «контент». Виды контента. Правила создания контента. Актуальность и
уникальность как основные достоинства контента. Продвижение.
Практика: создание контента об актуальном событии. Размещение контента на личной
страничке или канале.
РАЗДЕЛ. Текстовый блогинг
Текст как способ подачи информации
Теория: Правила и требования написания текстов в сети Интернет. Основные html-теги.
Роль заголовков, тематики и стиля. Форматирование текстов.
Практика: создание блогматериала-рекламы о мероприятии. Работа с заголовками.
Копирайтинг
Теория: Понятие «копирайтинг». Правила и принципы. Основы копирайтинга. Этапы
создания текста.
Практика: Разработка содержания текста-описания предмета или человека
презентационного характера. Обсуждение контента.
Рерайтинг
Теория: Понятие «рерайтинг». Виды рерайта, основы. Этапы создания текста.
Инструменты, используемые при рерайтинге. Способы приема рерайта: пересказ смысла,
«образная картинка», подбор синонимов
Практика: Разработка содержания текстов с использованием рерайта. Обсуждение
контента.
РАЗДЕЛ. Фотоблогинг
Фото как способ передачи информации
Теория: Особенности ведения фотоблога. Значение фотографии в современном мире. Роль
фотографии в жизни человека. Фотографии со смыслом.
Практика: определение особенностей события по фото: год, сезон, герой, место действия.
Фотография как искусство
Теория: Виды и жанры фотографий. Искусственный и естественный свет. Композиция и
экспозиция. Крупность плана.
11

Практика: Создание серии фотографий на заданную тему. Обсуждение. Размещение
контента на своей страничке.
Мобильные приложения для съемки и обработки фотографий
Теория: Виды приложений, основные технологии создания, редактирования и обработки
фотографий, Виды приложений. Иллюстрирование текста в блоге.
Практика: Редактирование фотографий. Создание иллюстрированного текста.
Подготовка афиши мероприятия. Обсуждение.
РАЗДЕЛ. Видеоблог
Видеоблогинг
Теория: Понятие «видеоблогинг». Форматы видеоблога. Жанровые особенности:
бьютиблог, лайфстайлблог, игровой блог (обзор видеоигр и летсплей), обзор вирусных
видео, блог путешественника, социальные эксперименты политический видеоблог.
Практика: Просмотр и обсуждение разных по формату и жанру видеоблогов.
Мобильные приложения для съемки и обработки видеоматериалов
Теория: Виды приложений. Основные технологии создания, редактирования и обработки
видеоматериалов.
Практика: съемка, монтаж видео. Обсуждение.
РАЗДЕЛ. Блогер
Техника речи видеоблогера
Теория: Техника речи. Интонация. Невербальные средства общения. Искусство
самопрезентации. Искусство публичного выступления.
Практика: Речевые тренинги.
Актерское мастерство
Теория: Основные правила актѐрского мастерства. Игра на камеру.
Практика: Актѐрские тренинги.

12

Планируемые результаты освоения модуля «Блогинг»
Предметные:
Обучающиеся будут обладать комплексом определенных знаний в области:
- основных понятий блогерской деятельности;
- требований к ведению блогов;
- основных компьютерных программ для создания и редактирования
блогоматериалов, этапов подготовки контента;
- способов размещения фото и видео материалов в сети Интернет;
- правил техники безопасности при общении в социальных сетях;
- требований к организации рабочего места при работе с компьютером и другой
техникой.
Будут обладать комплексом определенных умений:
- создавать и оформлять материалы в отдельных файлах, используя возможности
текстовых и графических редакторов;
- использовать различные техники создания и обработки материала;
- владеть навыками самостоятельного создания контента;
- владеть навыками публичного выступления;
- оформлять творческие работы;
- демонстрировать свои достижения в различных областях деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной;
- обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя».
У обучающихся будут развиты:
- образное, пространственное мышление;
- воображение, творческая активность, фантазия.
Личностные:
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- понимание причин успеха и неуспеха;
- получение возможности проявлять инициативу;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество через общение, взаимодействие со сверстниками;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.

13

Модуль 2. «Журналистика»
Большую актуальность в последнее время приобретает внедрение информационных
технологий в процесс обучения и воспитания. Специфика информационно –
коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании,
обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают
более высоким уровнем знаний и умений, в своей работе они более креативны.
Деятельность Медиашколы ориентирована на развитие личности учащихся в различных
сферах в условиях жизнедеятельности школьного сообщества. Занятия по данной
программе учитывают личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески
мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его
самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта,
способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного
мышления и способности мыслить гибко и чѐтко, реализации потребности в коллективном
творчестве.
Цель: формирование социально активной, интеллектуально развитой, творческой
личности и способной реализовать свои умения и навыки в любой новой и нестандартной
ситуации.
Задачи:
Обучающие
- знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей
журналистики, телевизионного творчества;
- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской
деятельности, особенностях журналистской профессии, а также о профессиях,
имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере.
Развивающие
- развитие умение создавать публицистические тексты, телерадиопередачи разных
жанров;
- формирование у учащихся навыков редактирования;
- совершенствование
умение
добиваться
успешной
коммуникации
с
представителями разных возрастных групп;
- всестороннее развитие творческих способностей;
- расширение общего кругозора.
Воспитательные
- формирование у учащихся активной жизненной позиции;
- приобщение учащихся к работе в команде;
- воспитание поведения культуры и речи;
- привитие культуры общения со средствами массовой информации;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности.

14

Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел

Количество часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Основы журналистики

4

3

2.1

Журналистика как профессия

1

1

2.2

Авторское право в журналистике
и общественной жизни

1

1

2.3

Факты как источники
информация. Правила
фактчекинга

2

1

1

Основы газетной журналистика

26

7

19

3.1

Редакция газеты

1

3.2

Новость

4

1

3

3.3

Репортаж

4

1

3

3.4

Интервью

4

1

3

3.5

Пресс-релиз. Опрос

4

1

3

3.6

Комментарий

3

1

2

3.7

Рецензия

3

1

2

3.8

Эссе

3

1

2

Основы телевизионной
журналистики

5

2,5

2,5

4.1

Редакция телевидения

1

0,5

0,5

4.2

Телевизионные новости

1

0,5

0,5

4.3

Телевизионные репортажи

2

1

1

4.4

Телевизионные программы

1

0,5

0,5

36

13,5

22,5

3

4

ВСЕГО:

Формы/метод
ы контроля и
аттестации

1

Выпуск газеты

1

Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие
Теория: Знакомство. Правила ТБ. Определение целей и задачей работы. Понятие
информационно-медийной деятельности.
Практика: входное анкетирование на самоанализ, самооценку опыта и готовности к
работе с информационно-медийными средствами.

15

РАЗДЕЛ. Основы журналистики
Журналистика как профессия
Теория: Краткое введение в журналистику. Журналистика как форма информационной
деятельности. Роль журналиста в становлении общественного мнения. Формирование
жанров журналистики, журналистский текст.
Практика: Определение жанров журналистики.
Авторское право в журналистике и общественной жизни
Теория: Государственные Законы и нормы общественной жизни. Законные основания
защиты прав, достоинств и информационной безопасности человека. Конвенция ООН о
правах ребѐнка на выживание, развитие, защиту, на создание сообществ и выражение
собственного мнения. Обзор норм и правил работы с информацией, СМИ. О сохранении
государственной тайны и об административных правонарушениях. Закон о поддержке
детских общественных объединений.
Практика: Фронтальный опрос по обзору цитат из документов «Соотнеси статьи Закона и
ситуации из практики».
Факты как источники информации. Правила фактчекинга.
Теория: Достоверные факты и их интерпретирование. Обзор источников информации:
наблюдение, документы, интернет, общественное мнение. Алгоритм проверки
информации и анализ источников информации. Понятие «фактчекинг» и рекомендации по
работе с входящей информацией.
Практика: Презентация источников информации. Проверка достоверности фактов в
различных источниках информации.
РАЗДЕЛ. Основы газетной журналистики
Редакция газеты
Практика: Знакомство с редакцией газеты «Знамя труда»
Новость
Теория: Новость как базовая модель журналистского текста. Критерии отбора событий и
новостей. Новостная ценность.
Практика: Определить какими критериями руководствовались журналисты, отбирая
определенные темы для номера.
Репортаж
Теория: Репортаж – информационный жанр журналистики. Как написать репортаж – три
кита журналистики.
Практика: написание репортажа.
Интервью
Теория: Виды интервью, основы интервью.
Практика: работа над интервью.

16

Пресс-релиз. Опрос
Теория: Понятия «пресс-релиз», основы написания. Опрос, его виды.
Практика: Написание пресс-релиза.
Комментарий
Теория: Сущность комментария как жанра журналистики, его особенности.
Практика: Написание комментария. Обсуждение.
Рецензия
Теория: Рецензия как жанр аналитической журналистики.
Практика: Написание рецензии. Обсуждение.
Эссе
Теория: Сущность эссе как жанра журналистики, его особенности.
Практика: Написание эссе. Обсуждение.
РАЗДЕЛ. Основы телевизионной журналистики
Редакция телевидения
Теория: Организация работы телевизионной редакции, еѐ структура.
Телевизионные новости
Теория: Особенности жанра, специфика телевизионных новостей.
Практика: Обсуждение.
Телевизионные репортажи
Теория: Особенности жанра, специфика, виды
Практика: Съемка репортажа.
Телевизионные программы
Теория: Особенности жанра, специфика и разновидности телевизионных программ.
Практика: Анализ телевизионных передач. Обсуждение.

17

Планируемые результаты освоения модуля «Журналистика»
Предметные:
Учащиеся смогут:
- ориентироваться в знаниях по основам информационно-медийной деятельности,
по формам подачи информации в тексте, фотографии, видео, аудио и в сети
интернет;
- проявлять навыки оперативного сбора информации, еѐ обработки, грамотного
изложения мыслей в тексте и в кадре;
- владеть технологией информационно-медийного проектирования и оформления
контента в делах общественной организации.
Метапредметные:
Учащиеся обретут готовность:
- к проявлению эрудиции, объективной и корректной подаче информации,
критическому и творческому отражению реальной жизни;
- к деловому общению, ведению конструктивного диалога, публичной презентации;
- к принятию решений и ответственности за их исполнение в творческом
взаимодействии с участниками общественной деятельности.
Личностные:
Учащиеся будут проявлять:
- осознанное гражданское и творческое созидательное отношение к Родине;
- ответственное отношение к этическим нормам общения и поведения, правилам
коллективной работы и конструктивного диалога;
- добросовестное отношение к принятию и исполнению решений.

18

Модуль 2. «Радиожурналистика»
Современные процессы информатизации общества приводят не только к видимому
изменению личностной коммуникации, но и к структурным изменениям во всей системе
культуры. Картина мира меняется стремительно. В современную школу вторгаются
информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы получения
знаний, электронные искусства. Современный мир – мир массовой коммуникации. Знания
о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто
происходит не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ. Попытки
правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так
называемой «параллельной школы» – телевизионной рекламы, СМИ, Интернета на
сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к
той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток
должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и
сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и
достоверность получаемых им информационных продуктов. Именно с этой целью
предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем,
чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования.
Освоение подростками современных технологий массовой коммуникации требует
разрешения проблемы эстетического освоения среды через использование этих
технологий. И один из вариантов разрешения этого узла проблем - изучение эстетических
аспектов языка средств массовой информации, специфики его функционирования в
обществе.
Цель: развитие познавательной, творческой и социальной активности обучающихся
в процессе создания медийного продукта средствами радиожурналистики.
Задачи:
- формировать основные представления и умения в сфере радиожурналистики,
навыки работы с разнообразными видами и источниками информации;
- формировать первоначальные навыки работы со специальной аудиотехникой и
цифровым оборудованием;
- развивать творческий потенциал, познавательные и коммуникативные
способности обучающихся;
- формировать и развивать навыки социального общения, способность к
социальной адаптации, основы гражданской идентичности;
- формировать общую культуру, основы эстетического мировоззрения.

19

Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел

Количество часов
всего

теория

практика

Вводное занятие

1

0,5

0,5

История радиовещания

1

1

Радиоведущий

6

1

Орфоэпия

3

1

Работа над дикцией

3

Звукорежиссура

4

1

3

Звукорежиссура

4

1

3

Создание радиопрограммы

5

3

2

Особенности радиопрограммы

1

1

Написание сценария

4

2

2

Работа в эфире

19

-

19

Практикум

19
ИТОГО:

Формы/метод
ы контроля и
аттестации

2
3

19

36

6,5

29,5

Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие
Теория: Знакомство. Правила ТБ. Определение целей и задачей работы.
Практика: Входное анкетирование. Обсуждения – качества радиоведущего
История радиовещания
Теория: История радиовещания. Знаменитые деятели.
РАЗДЕЛ. Радиоведущий
Орфоэпия
Теория: Орфоэпические нормы.
Практика: Работа с текстами.
Работа над дикцией
Практика: Работа над дикцией. Тренинги и упражнения.
РАЗДЕЛ. Звукорежиссура
Звукорежиссура
Теория: Суть профессия
звукооператором.

звукорежиссер.

Разница

между

звукорежиссером

и
20

Практика: Работа с аппаратурой, поиск музыкального материала.
РАЗДЕЛ. Создание радиопрограммы
Особенности радиопрограммы
Теория: Особенности, режиссура программы на радио. Виды радиопрограмм.
Написание сценария
Теория: Композиция сценария, эпизоды, музыкальное сопровождение.
Практика: Разработка и режиссура радиопрограммы.
РАЗДЕЛ. Работа в эфире
Практикум
Практика: Вещание в эфире радио Центра детского творчества.

Планируемые результаты освоения модуля «Радиожурналистика»
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- основные принципы работы на радио, основы монтажа, звуковую структуру
программы, особенности звучащей речи на радио
Будут уметь:
- самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм;
- владеть основными функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая
речевую культуру журналиста
Метапредметные, личностные
Будут сформированы:
- позитивное отношение к здоровому образу жизни, представление о деятельности
радиожурналиста, умение интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми
Будут воспитаны:
- умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия;
- развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии.

21

Модуль 4. «Проектная деятельность»
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребѐнка через активные способы действий. Обучающиеся, работая над проектом
(создание своей рубрики, разработка радиопрограммы или программы на канале в сети
Интернет и др.), проходят стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только
индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет
приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных
качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация
взаимодействия между участниками проекта.
Проекты программы «Медиашкола», как правило, содержат в себе проблему,
требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя
проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от
постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые
дидактические возможности как для внутри предметного, так и для межпредметного
обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого
обучающегося по уровню успешности различных видов учебной деятельности в
«Медиашколе», по отношению к процессу деятельности и еѐ результатам.
Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в области
мультимедийных технологий в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а
становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными
образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет
каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Цель: формирование ключевых компетентностей обучающихся по программе
«Медиашкола»
(проектной,
рефлексивной,
технологической,
социальной,
коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с
использованием проектного метода.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами
проектов и проектных продуктов;
- знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
- знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
Развивающие:
- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора;
- обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции обучающихся;
- развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять
существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и
в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать,
обобщать полученные знания;
22

- развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;
- на представленном материале формировать у учащихся практические умения по
ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе
выполнения творческих заданий;
- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
- дать возможность учащимся проявить себя.
Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел

Количество часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Типы проектов

1

1

-

3

Алгоритм работы над проектом

2

1

1

4

Планирование деятельности

4

1

3

5

Реализация проектов

26

26

6

Защита проектов

2

2

ИТОГО:

36

3,5

Формы/метод
ы контроля и
аттестации

32, 5

Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие
Теория: Знакомство. Правила ТБ. Определение целей и задачей работы.
Практика: Входное анкетирование. Обсуждения – качества радиоведущего
Типы проектов
Теория: История радиовещания. Знаменитые деятели.
Алгоритм работы над проектом
Теория: История радиовещания. Знаменитые деятели.
Практика: Выбор проекта, обсуждение.
Планирование деятельности
Теория: Этапы реализации проекта. Составление паспорта проекта.
Практика: Составление плана реализации проекта.
Реализация проектов
23

Практика: Работа по реализации проектов.
Защита проектов
Практика: Защита творческих проектов.

Планируемые результаты освоения модуля «Радиожурналистика»
Регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной
Коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Познавательные:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.

24

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые результаты:
Предметные:
знать
- краткую историю развития информационных технологий;
- основы газетной журналистики и радиожурналистики;
- основы и виды блогинга;
- основы создания видео репортажей;
- алгоритм работы над проектами.
уметь
- делать острый и актуальный репортаж с мероприятий;
- написать оригинальный текст;
- снимать и монтировать видеоролики;
- вести фоторепортаж.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- способность, умело применять полученные знания в собственной творческой
деятельности;
- способность высказывать свое мнение о творческой работе;
- умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- понимание причин успеха и неуспеха;
- получение возможности проявлять инициативу;
Метапредметные:
- умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных
задач, не копировать чужие элементы работы, избегать шаблонности мышления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для
реализации творческого замысла;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество через общение, взаимодействие со сверстниками;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
25

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Организационно-педагогические:
- участие в мероприятиях ЦДТ
- возможность участия в районных и областных конкурсах и мероприятиях.
Внутренними:
- с родителями воспитанников в различных формах (совместная творческая
деятельность, индивидуальные и групповые собеседование)
- с педагогами и коллективами других детских объединений, в которых занимаются
дети по схожей программе.
Внешними:
- с организациями, которые проводят конкурсы и другие мероприятия, в которых
может поучаствовать коллектив
- с другими образовательными учреждениями, в которых обучаются дети,
занимаются по данной образовательной программе
Кадровые:
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом
практической работы с детьми, владеющий навыками работы со съемочным,
осветительным оборудованием и компьютерными монтажными программами.
Материально-технические:
Для реализации программы необходим учебный кабинет, удовлетворяющий
санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 10 – 15 человек (парты,
стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов).
Оборудование, необходимое для реализации программы:
1. Штатив
2. Смартфон
3. Колонки
4. Ноутбук
5. Экран и проектор
Методические условия.
В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию
художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения,
реализации творческого потенциала.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее
решения).
26

2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
В соответствии с Положением о мониторинге образовательной деятельности МБОУ
ДО «Тугулымский Центр детского творчества» в целях анализа качества образовательной
деятельности применяются следующие методики:
- мониторинг обучения ребѐнка по дополнительной образовательной программе –
проводится в начале учебного года и по итогам I и II полугодия;
- мониторинг развития личностных качеств обучающихся в процессе освоения
образовательной программы (авторы Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.) – проводится
входная, промежуточная и итоговая диагностики (сентябрь-октябрь, декабрь,
май);
- мониторинг изучения удовлетворенности обучающихся деятельностью детского
объединения – проводится в конце учебного года – в мае.
Результаты мониторинга заносятся в таблицы и анализируются педагогом в конце
каждого учебного года. По результатам анализа в учебно-тематический план рабочей
программы могут быть внесены изменения.
В качестве методов диагностики используются: наблюдение, тестирование,
контрольный опрос, контрольное задание, защита творческого проекта.
Оценочные материалы
Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам мониторинга
в Карту результативности учебной группы. Диагностика проводится по критериям оценки
образовательных результатов для определения уровня и качества освоения программы
(см. Приложение).
В качестве инструмента для изучения удовлетворенности обучающихся
деятельностью детского объединения используется лист-опросник (см. Приложение)

27

2.3. Список литературы
В.А. Плешаков Методические рекомендации по информационно-медийному
направлению деятельности Российского движения школьников. МГПУ, 2016.
2. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. Издво МГУ, 1963
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.
4. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва, 1974.
5. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и
комментарии. М., 1997.
6. Ефимова Н.Н. Звуковое решение телевизионных программ. Учебное пособие. М.,
1999. 9. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения.
М., 1997.
7. Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.
8. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и
радиовещания). М., 1995. 12. Новикова В.И. Речевые ошибки в эфире. М., 1998.
9. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Собр. соч.,
М., 1995, т.3.
10. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес.
(Реферат книги Р. Уолтера). М., 1993.
11. Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998. 20. Техника и
технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.
1.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.

20.

Для педагога:
Ковган. Т.В. Журналистика для начинающих. Изд-во М. Просвещение, 2019.
Спирина Н.А. Журналистика в школе. Изд-во Учитель, Волгоград, 2010.
Бирженюк Г.М. Журналист – это больше чем профессия. Сборник лекций (Серия
«Избранные лекции университета – ВЫП.30»); СПб, Издательство СПбГУП, 2005.
Гин А. Приемы педагогической техники. М. 2005
Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М:
Международная конфедерация журналистов, 1993.
Федеральный Закон «О средствах массовой информации». от 04.08.2001 N 107-ФЗ)
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации». N 149-ФЗ последняя действующая редакция от 03.04.2020 16.
Гражданский кодекс. (часть 4 ГК РФ). Ст. 152 ГК РФ – «Защита чести, достоинства и
деловой репутации».
Уголовный кодекс РФ, ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав». (ст. 137
«Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»,
ст. 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации»).
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

Для учащихся:
21. Титов А.В. Не детское телевидение. Версия 2.0. СПб. 2016.
28

22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Титов А.В. Журналистика для чайников. СПб. 2015.
Титов А.В. Снимай и показывай. Руководство для начинающих. СПб. 2016.
Кононов Н.В. Автор, ножницы, бумага. Изд-во МИФ. М. 2019
Бирженюк Г.М. Журналист – это больше чем профессия. Сборник лекций (Серия
«Избранные лекции университета – ВЫП.30»); СПб, Издательство СПбГУП, 2005.
Интернет источники:
Сайт РДШ https://рдш.рф
Медиашкола РДШ vk.com/info_media_skm
Медиашкола НКО http://schoolnko.ru/
On-line библиотеки, каталоги: http://journalism.narod.ru/
Библиотека журналиста http://www.infohome-altai.ru/node/143
Книги для журналистов http://jurnalisti.clan.su/publ/
Каталог статей журналистам www.evartist.narod.ru/

29

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

1.1
Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.1 Практические

критерии

Степень
Возможное
выраженности
число баллов
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
Соответствие
Минимальный
1-3
теоретических
уровень – ребенок
знаний ребенка овладел менее чем
программным
½ объема знаний,
требованиям
предусмотренных
программой
Средний уровень –
4-7
объем усвоенных
знаний составляет
более ½
Максимальный
8-10
уровень – освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный
период
Осмысленность
Минимальный
1-3
и правильность уровень – ребенок,
использования
как правило,
специальной
избегает
терминологии
употреблять
специальные
термины
Средний уровень –
4-7
сочетает
специальную
терминологию с
бытовой
Максимальный
уровень –
специальные
термины
употребляет
осознанно, в
полном
соответствии с их
содержанием
2. Практическая подготовка ребенка
Соответствие
Минимальный
1-3

Методы
диагностики

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

Беседа, опрос,
защита
проекта

Контрольное
30

умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана
программы)

2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

2.3 Творческие
навыки

практических
умений и
навыков
программным
требованиям

уровень – ребенок
овладел менее чем
½
предусмотренных
умений и навыков
Средний уровень –
объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½
Максимальный
уровень – овладел
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный
период
Отсутствие
Минимальный
затруднений в
уровень умений –
использовании
ребенок
специального
испытывает
оборудования и
серьезные
оснащения
затруднения при
работе с
оборудованием
Средний уровень –
работает с
оборудованием с
помощью педагога
Максимальный
уровень – работает
с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает
особых трудностей
Креативность в
Начальный
выполнении
(элементарный)
практических
уровень развития
заданий
креативности –
ребенок в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога
Репродуктивный
уровень – в
основном,
выполняет задания
на основе образца
Творческий

задание,
защита
проекта,
наблюдение
4-7

8-10

1-3

Контрольное
задание,
наблюдение

4-7

8-10

1-3

Контрольное
задание,
защита
проекта

4-7

8-10
31

уровень –
выполняет
практические
занятия с
элементами
творчества

32

Приложение 2

области

района

Творческие
навыки
учреждения

Практические
Владение
умения и навыки,
специальным
предусмотренные оборудование и
программой (по
оснащением
основным
разделам учебнотематического
плана

Достижения
(кол-во) на
уровне

Начало
года
Середин
а года
Конец
года
Начало
года
Середин
а года
Конец
года

Владение
специальной
терминологией

Конец
года

Конец
года

Середин
а года

Начало
года

Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы

Середин
а года

ФИО
обучающегося

Начало
года
Середин
а года
Конец
года
Начало
года

№
п/п

Карта результативности освоения образовательной программы
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

33

Приложение 3
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной
образовательной программы
Показатели
критерии
Степень
Возможное
Методы
(оцениваемые
выраженности
число
диагностики
параметры)
оцениваемого
баллов
качества
1. Организационно-волевые качества
1.1 Терпение
Способность
Низкий уровень –
1-3
наблюдение
переносить
терпения хватает
(выдерживать)
менее чем на
допустимые
половину занятия
нагрузки в течение Средний уровень
4-7
определенного
– на большую
времени
часть занятия
Высокий уровень
8-10
– терпения
хватает на все
занятие
1.2 Воля
Способность
Низкий уровень –
1-3
Наблюдение
активно побуждать
волевые усилия
себя к
ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Средний уровень
4-7
– чаще самим
ребенком, но
иногда с
помощью
педагога
Высокий уровень
8-10
– волевые усилия
всегда
побуждаются
самим
1.3
Умение
Низкий уровень –
1-3
наблюдение
Самоконтроль
контролировать
ребенок не
свои поступки
контролирует
себя
самостоятельно
Средний уровень
4-7
– периодически
контролирует
себя сам
Высокий уровень
8-10
– ребенок
постоянно
контролирует
себя сам
2. Ориентационные качества
34

2.1 Самооценка

2.2 Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Способность
оценивать себя
адекватно
реальными
достижениями
Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

Завышенная
Заниженная
нормальная

Низкий уровень –
продиктован
ребенку извне
Средний уровень
– периодически
поддерживается
самим ребенком
Высокий уровень
– постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
3. Поведенческие качества
3.1
Способность занять Низкий уровень –
Конфликтность
определенную
периодически
(отношение
позицию в
провоцирует
ребенка к
конфликтной
конфликты
столкновению
ситуации
Средний уровень
интересов
– сам в
(спору) в
конфликтах не
процессе
участвует,
взаимодействия
старается их
избежать
Высокий уровень
– пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
3.3 Тип
Умение
Низкий уровень –
сотрудничества воспринимать дела избегает участия
(отношение
как свои
в общих делах
ребенка к
собственные
Средний уровень
общим делам
– участвует при
детского
побуждении
объединения)
извне
Высокий уровень
– инициативен в
общих делах

1-3
1-3
4-7

анкетирование

1-3

Наблюдение и
анализ
посещаемости

4-7

8-10

1-3

4-7

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения,
наблюдение

8-10

1-3

4-7

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения,
наблюдение

8-10

35

Приложение 4
Карта результативности личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Конец года

Середина года

Начало года

Конец года

Середина года

Поведенческие качества
конфликтность
Тип сотрудничества

Начало года

Конец года

Середина года

Начало года

Конец года

Середина года

Ориентационные качества
Интерес к
Самооценка
занятиям в
детском
объединении
Начало года

Конец года

Середина года

Начало года

Конец года

Середина года

Начало года

Конец года

Организационно-волевые качества
терпение
Воля
Самоконтроль

Середина года

ФИО
обучающегося

Начало года

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

36

Приложение 5
Мониторинг изучения удовлетворенности обучающихся деятельностью
детского объединения
для детей 11-14 лет
Внимательно прочитайте вопросы, выберите один ответ, который считаете наиболее
подходящим
1.

Нравится ли тебе посещать Центр детского творчества?
да

2.

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

Тебе комфортно в Центре детского творчества?
да

13.

нет

У вас дружная группа?
да

12.

не знаю

Педагог всегда приходит к тебе на помощь?
да

11.

нет

В Центре детского творчества красиво и уютно?
да

10.

не знаю

Тебе бывает скучно на кружке?
да

9.

нет

Ты устаешь на кружке?
да

8.

не знаю

Тебе весело в Центре детского творчества?
да

7.

нет

Тебе понятны объяснения педагога?
да

6.

не знаю

Ты доверяешь своему педагогу?
да

5.

нет

На кружке ты узнаешь что-то новое и интересное?
да

4.

не знаю

Тебе интересно посещать кружок, на который ты ходишь?
да

3.

нет

нет

не знаю

Ты знаешь директора Центра детского творчества?
да

нет

не знаю

14.

Что особенно тебе нравится в Центре детского творчества?

15.

Что хотелось бы изменить в Центре детского творчества?

37

для детей 15-18 лет
Внимательно прочитайте вопросы, выберите один ответ, который считаете наиболее
подходящим
1.

Ты ощущаешь на занятиях в Центре детского творчества целенаправленное
движение вперед?
да

2.

нет

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

нет

не знаю

Педагог всегда приходит к тебе на помощь?
да

10.

не знаю

В Центре детского творчества проходит много интересных мероприятий?
да

9.

нет

Тебе бывает скучно на кружке?
да

8.

не знаю

Тебе комфортно в Центре детского творчества?
да

7.

нет

Тебе понятны объяснения педагога?
да

6.

не знаю

Ты доверяешь своему педагогу?
да

5.

нет

На занятиях есть возможность проявить свою самостоятельность?
да

4.

не знаю

На занятиях есть возможность обсудить что-то важное для тебя?
да

3.

нет

нет

не знаю

У вас дружная группа?
да

нет

не знаю

Ты можешь обратиться с возникающими вопросами к педагогу?
да
11.

нет

не знаю

Ты знаешь директора Центра детского творчества?
да

нет

не знаю

12.

Что особенно тебе нравится в Центре детского творчества?

13.

Что хотелось бы изменить в Центре детского творчества?

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».